Примечательные старинные обычаи и традиции (часть 1) - Уникальные национальные кулинарные рецепты народов Кавказа
Кавказские традиции, кавказская история, кавказские обычаи, кавказская мудрость
  
Примечательные старинные обычаи и традиции (часть 1)

  
Большое сходство между собой имели обычаи различных народов Кавказа, узаконенные когда-то адатами (можно сказать — «законом гор»). Среди этих обычаев кровная месть, выплата женихом калыма за невесту, беспрекословное подчинение старшим, гостеприимство, куначество (т.е. «нерушимая самоотверженная дружба»), побратимство и др. Важной традицией было аталычество, т.е. отправка горцем своего сына или нескольких сыновей на воспитание к другу-кунаку, часто из другого народа. Адатами были также предписаны экзогамные браки — требование брать себе жену из другого села, а если из своего, то чтобы до седьмого колена у жениха и невесты не было общего предка. Это соблюдалось повсеместно, кроме некоторых районов Дагестана. Левират, т.е. запрет вдове повторно выходить замуж не за близкого родственника своего мужа, — тоже некогда закрепленная адатами традиция.


— У многих горских народов Кавказа была распространена такая традиция как жесткое разделение мужской работы и женской. Мужчине, выполнявшему какую-либо женскую работу, говорили: «Надень платок». Поэтому даже в советские годы военнослужащих-выходцев с Северного Кавказа, практически невозможно было заставить дежурить по кухне, так как это «женское занятие».


— к близкому человеку обычно старались не обращаться по имени. Это могло, по мнению горцев, сделать человека уязвимым со стороны сил зла (злых духов и пр.). Старались использовать какую-нибудь кличку или прозвище. Не называли друг друга по имени муж и жена, родители и дети.

— у многих горцев Кавказа муж и жена старались вообще не видеться днем. Считалось, что это помогает сохранить любовь на долгие годы.

— у большинства горских народов рождение девочки не считалось праздником, поскольку дочь называли «разрушающая дом». Это было связано с тем, что дочери уходили после замужества в дом мужа и становились частью его рода. А родителям в лучшем случае оставался калым, да и то, если жених их дочь не умыкнул. У осетин в старину очередной родившейся в семье девочке могли дать имя Цаманкыд, что означает «зачем нужна?». Нужно отметить, что в наше время отношение родителей к рождению дочери совершенно иное. Теперь для многих — это большая радость.

— самым священным местом в доме считался обычно очаг. Над очажной цепью клялись, и клятва эта была сильнее, чем какая-либо другая. Нарушить ее значило навлечь все беды на весь свой род «до скончания веков».

— мститель не мог убить своего кровника, если тот коснулся до родственницы мстителя в его присутствии или укрылся в женской части дома, а также пока кровник повернулся к мстителю спиной. Нанести удар из-за спины считалось величайшим позором. Позорным считали и спасаться от смерти посредством женщин. Женщина могла остановить сражающихся, выбежав к ним, сорвав с себя платок и распустив волосы. Чем старше и почтенней она была, тем быстрее прекращалась схватка. Однако этим же жестом она могла призвать мужчин сражаться до последней капли крови, в случае, например, защиты аула от врагов. Все зависело от обстоятельств.

— Кровная месть имела такое же распространение у горцев Кавказа, как и у горцев Балканского полуострова, корсиканцев и др. Она могла длиться более 60 лет, из поколения в поколение. Часто причиной кровной мести было убийство из-за дележа пахотных земель, которых в горах был дефицит. Порой даже из-за полоски земли шириной в ступню.

— среди ряда горских народов Западного и Центрального Кавказа считалось божественной благодатью, если человека убивала молния. Считалось, что молния — это ангел, который ударяет того, кого «отметила своим благословением Вечность».

— у многих горских народов была традиция устраивать у постели больного шумные игры, иногда песнопения и пляски. Считалось, что это отгоняет злых духов.

— у горцев Кавказа широко практиковалось похищение невест. Это делалось с согласия невесты или без такового. Умыкание позволяло преодолеть барьер в виде несогласия родителей и, нередко, избежать выплаты калыма женихом. Иногда похищение происходило даже с согласия родителей невесты, если та долго не выходила замуж и по другим причинам.

— у многих горских народов молодые люди в присутствии старших не могли говорить и смеяться. Если в помещение входил старший по возрасту человек (все равно — мужчина или женщина), более младшие вставали, даже если сами были более знатного происхождения и высокого положения в обществе.

— считалось неприличным проявлять сентиментальность по отношению к своим детям. Часто еще до рождения ребенка определялся его воспитатель-аталык. Когда родители ребенка приезжали к аталыку, то не спрашивали о нем — это тоже считалось неприличным. Только старики могли проявить сентиментальность к детям или внукам в кругу своей семьи. К настоящему времени ситуация коренным образом изменилась.

— широко практиковалось у горцев усыновление. Приемный отец устраивал пиршество, на котором приемный сын должен был прикоснуться к груди приемной матери, а та затем должна была дотронуться до порога дома родного отца своего приемного сына. Такая процедура могла совершаться и при наличии у приемного сына живых родителей. Между семьями устанавливалось родство, считавшееся крепче кровного. Но самое интересное, что приемный сын мог быть любого возраста — от младенчества до 40 и более лет.

— у многих горских народов во время похорон родственники бичевали себя до крови, царапали лицо, резали мочки ушей, а женщины также издавали душераздирающие вопли.

— жители высокогорных районов нередко размещали скот в нижнем ярусе своего жилого дома (если в нем было два этажа и более) или прямо в своем жилом помещении за невысокой перегородкой из плетня. Первый вариант традиции сформировался там, где была очень скученная застройка, как в Дагестане, а второй — там, где не хватало дров для отопления дома. Скот согревал помещение своим теплом, да и приплоду в хозяйском доме было теплее.

— знатные черкешенки с 10 лет и до замужества носили, не снимая, тугой кожаный корсет с дощечками, поскольку считалось неприличным, если видна грудь — атрибут материнства. Замуж девушек выдавали в 12-16 лет, а незамужние после 18 лет имели мало надежд на замужество.

— черкешенок из княжеских семей родители отдавали на воспитание женам дворян (узденей). Те воспитывали их в строгости, обучали рукоделию. Княжнам позволялось ответить несколько слов незнакомцу, если тот задал вопрос, но только стоя к нему вполоборота и с опущенными глазами. Девушки из простых семей имели больше свободы и, кстати, не носили корсет.

— черкесская семья обычно не ела за общим столом, но каждый отправлялся съесть свою порцию в отдельный уголок.

— некоторые черкесские племена в XVIII-XIX вв. отмечали Большой пост и «день появления Бога», аналогичный Пасхе. В этот день дарили друг другу подарки, ели яйца, стреляли из лука в яйцо, выставленное в качестве мишени. Только в этот день женщины могли молиться вместе с мужчинами. Еще черкесы почитали богиню Мериссу (Мереим), которую называли матерью Бога и считали покровительницей пчел.


— молодые черкесские князья «обучались жизни», совершая набеги на усадьбы простолюдинов. А те не имели права ничего предпринять против, но могли только просить вернуть им отнятое. Однако если это были крестьяне какого-то другого князя, последний мог устроить погоню за «налетчиками» и даже убить их.

      Советуем прочитать

Осетинские пироги — Традиция трех пирогов
Итальянская пицца или Осетинские пироги?
Как правильно произносить тосты?
Кавказские тосты — мудрость восточных народов

от safe2801

Adblock
detector