Кавказские традиции, кавказская история, кавказские обычаи, кавказская мудрость
  
Примечательные старинные обычаи и традиции (часть 2)

  
Большое сходство между собой имели обычаи различных народов Кавказа, узаконенные когда-то адатами (можно сказать — «законом гор»). Среди этих обычаев кровная месть, выплата женихом калыма за невесту, беспрекословное подчинение старшим, гостеприимство, куначество (т.е. «нерушимая самоотверженная дружба»), побратимство и др. Важной традицией было аталычество, т.е. отправка горцем своего сына или нескольких сыновей на воспитание к другу-кунаку, часто из другого народа. Адатами были также предписаны экзогамные браки — требование брать себе жену из другого села, а если из своего, то чтобы до седьмого колена у жениха и невесты не было общего предка. Это соблюдалось повсеместно, кроме некоторых районов Дагестана. Левират, т.е. запрет вдове повторно выходить замуж не за близкого родственника своего мужа, — тоже некогда закрепленная адатами традиция.


— у карачаевцев невеста во время собственной свадьбы сидела в углу или отдельной комнате под покрывалом. Гости могли посмотреть на невесту, заплатив за это сколько-нибудь дежурившей при ней родственнице.


— у карачаевцев считалось большим грехом зарезать и употребить в пищу своего коня или лошадь. Но обычно старых животных выпускали в лес, а через несколько лет можно было без угрызений совести охотиться на них. Конину карачаевцы употребляли с удовольствием.

— в каждом карачаево-балкарском доме обязательно была кладовая, где хранились запасы продуктов. Ключ от нее был только у старшей женщины дома — хозяйки. И только она могла туда входить.

— перед тем как отправиться на охоту или в путь, карачаевцы частенько прибегали к гаданию на камешках или бобах. Причем они очень верили результатам гадания.

— если у карачаевских князей и дворян не было детей от законного брака, но были дети от наложниц, их называли «тхума». Таких детей отдавали на воспитание какому-нибудь бедняку, а после смерти настоящего отца они становились его полноправными наследниками.

— у балкарцев мать не отнимала новорожденного от груди первую неделю ни днем ни ночью. По истечении семи дней устраивали праздник «баши салган» и клали ребенка в люльку.

— чтобы защитить усадьбу от «дурного глаза» балкарцы выставляли на кольях заборов конские черепа.

— чтобы заставить жениха откупиться, балкарская молодежь иногда забрасывала через дымоход в комнату молодоженов кошку и собаку, посаженных в один мешок. Животные производили «адский гвалт».

— у балкарцев на свадьбе дружку жениха подносили чашу с пивом вместимостью с ведро, да еще смазанную маслом. Нужно было выпить, не пролив.

— осетинки мыли голову молочной сывороткой, чтобы волосы блестели и были мягкими.

— осетинские мужчины в отличие от большинства других горцев во время трапезы никогда не сидели на земле, а садились на низкие деревянные скамеечки или в кресла.

— у осетин одной из лучших жертв святым покровителям (Георгию, Николаю, Михаилу и др.) считалась соленая рыба, поскольку она являлась излюбленным лакомством и очень дорогим деликатесом. А соль горцы покупали раньше буквально на вес серебра.

— у осетин на мельницах работали только женщины и девушки. А мужчина мог войти на мельницу, только если нужно было что-то починить.

— осетины часто клялись собаками, кошками или мертвыми родственниками. Если кого-то обокрали, и этот человек хотел разоблачить вора, то проходил вокруг села с собакой, громко восклицая: «Я сейчас убью эту собаку». Обычно вор сознавался, не дожидаясь пока это произойдет, так как считалось, что если собака будет убита — последует страшное несчастье.

— чтобы увидеть «вещие сны», осетины уходили на склоны гор, где были заросли кустарника азалии. Там они засыпали, вдыхая его аромат, а сны, которые увидели, считали пророческими. Старики и старухи, называемые «куримех-сох» в день святого Сильвестра впадали в экстаз и общались с душами умерших.

— в новолуние осетины крестили месяц и звезды ножами и кинжалами, а также крестными знамениями очерчивали круг вокруг себя.

— у дигорцев женщины употребляли табак чаще мужчин, но не курили его, а нюхали.

— у ингушей был достаточно редкий обычай. Мужчина, у которого умерла незамужняя дочь, мог обратиться к другому мужчине, у которого погиб неженатый сын, с предложением «сосватать» покойницу покойному. Причем отцу «жениха» нужно было выплатить калым отцу «невесты». Предложение обычно принималось, даже если калым составлял 20-30 коров.

— если у ингуша был в доме гость, то хозяин сам прислуживал ему за обедом и ел только то, что даст гость. Если подавали голову с грудинкой, то юноше доставались обычно уши, чтобы напомнить ему о послушании.

— у чеченцев зрители приветствовали хорошего танцора на празднике выстрелами в воздух и под ноги танцору. Вообще о мужчинах-чеченцах в старину писали, что это народ всегда неунывающий и жизнерадостный, «даже когда у них ничего нет».


— ногайцы-мансуровцы, перемещая свое кочевье, иногда помещали свои юрты целиком, не разбирая, на арбу.

      Советуем прочитать

Примечательные старинные обычаи и традиции (часть 1)
Осетинские пироги — Традиция трех пирогов
Итальянская пицца или Осетинские пироги?
Как правильно произносить тосты?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector